Переход к рыночной экономике в нашей стране произошел двадцать лет назад. За такой короткий срок проблематично добиться впечатляющих результатов, но в то же время для российского бизнеса это время становления. Сейчас наша страна постепенно готовится к тому, чтобы войти во Всемирную торговую организацию. Это будет большим испытанием не только малого, но и для крупного бизнеса. К сожалению, пока очень немногие российские товары выдерживают конкуренцию на мировом рынке. Отечественные производители вынуждены демпинговать, чтобы выжить, поскольку не всегда продукция соответствует международным стандартам качества. Чтобы повысить свою конкурентоспособность многие сейчас осознали необходимость в получения сертификатов качества. Сертификат соответствия международным стандартам качества выведет компанию на новый уровень развития и уравняет ее в правах с европейскими партнерами. В Европе самыми распространенными являются международные стандарты ИСО. Имеют также значения сертификаты, полученные на престижных выставках и конкурсах.
Несколько лет назад в нашей стране была учреждена премия Правительства РФ в области качества. Компании оцениваются в соответствии с девятью критериями:
Роль руководства в организации работ,
Использование потенциала сотрудников,
Планирование в области качества,
Рациональное использование ресурсов,
Управление тех процессами,
Удовлетворенность персонала работой в компании,
Удовлетворенность потребителей,
Эффективность деятельности организации,
Безопасность
Среди девяти критериев самым важным являются ориентированность деятельности компании на потребительский запрос.
Учреждение подобного конкурса в России преследует несколько целей. Во-первых, необходимость интегрировать российскую экономику в мировую, во-вторых, сравнение результатов в области качества отечественных компаний и зарубежных, в-третьих, определение российской специфики.
Участие и победа в подобном конкурсе, безусловно, привлекательно для компании. Во-первых, это повышение роли и значимости компании в глазах потребителей, во-вторых, расширение возможностей для партнерства. Стоит отметить, что практика последних лет говорит о том, что победы в области качества одерживают предприятия, которые активно совершенствуют систему управления качеством. Как правило, такие компании уже разработали и внедрили СМК и постоянно ее улучшают. Поэтому победы в российских и зарубежных конкурсах не являются для них случайным успехом, это закономерность.